Понедельник, 06.05.2024, 05:50
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » ОЗЗ

Здравоохранение в зарубежных странах. Социально – экономические модели здравоохранения.
49.    Здравоохранение в зарубежных странах. Социально – экономические  модели здравоохранения.
      Несмотря на большое разнообразие национальных и историче¬ских осо-бенностей, имеющих место в различных странах мира, вы¬деляют 5 устойчиво функционирующих моделей здравоохранения:
•    модель здравоохранения без государственного регулиро¬вания;
•    модель здравоохранения с государственным регулированием программ обя-зательного медицинского страхования для от¬дельных категорий граждан;
•    модель здравоохранения с государственным регулировани¬ем программ обя-зательного медицинского страхования для большинства граждан;
•    монопольная государственная модель здравоохранения;
•    модель здравоохранения на основе всеобщего государствен¬ного медицин-ского страхования.
Эти модели принципиально отличаются друг от друга: во- первых, степенью участия государства в финансировании здравоох¬ранения; во-вторых, формами соб-ственности производителей меди¬цинских услуг; в-третьих, степенью охвата населения программами государственной поддержки; в-четвертых, источниками финанси-рования здравоохранения. Условно первые 2 модели можно отнести к негосудар-ственным (частным), а последние 3 — к государственным моделям здравоохранения. В странах с неустойчивыми политиче¬скими системами и переходной экономикой могут встречаться про¬межуточные формы (переходные модели), включающие элементы разных моделей.
Модель здравоохранения без государственного регулирования основана на простых законах потребительского рынка. Виды и объ¬ем медицинской помощи формируются путем саморегулирования спроса и предложения на медицинские услуги. Неимущие слои на¬селения не имеют доступа к квалифицированной меди-цинскоомощи. Для такой модели характерно отсутствие существенной государ-ственной поддержки малоимущих категорий граждан. Про¬изводители медицинских услуг представлены врачами частной прак¬тики. Участие государства сводится к обеспечению необходимых противоэпидемических мероприятий и минимальных санитарных условий в общественных местах. Государство также берет на себя обя-занность по изоляции и лечению больных (инфекционных, пси¬хиатрических и др.), представляющих опасность для общества.
В этой системе здравоохранения оплата медицинской помо¬щи осуществляется непосредственно потребителями медицинских услуг — пациентами. Для нее харак-терны следующие признаки:
•    основной источник финансирования медицинской помо¬щи — личные сред-ства граждан;
•    свободные (нерегулируемые) цены на медицинские услуги;
•    свободный выбор врача;
•    высокие доходы врачей;
•    ограниченная доступность медицинской помощи большин¬ству граждан.
Такая модель здравоохранения существует в ряде развивающих¬ся стран Азии и Африки.
Модель здравоохранения с государственным регулированием про¬грамм обязательного медицинского страхования для отдельных катего¬рий граждан возникла в эпоху раннего капитализма в связи с разви¬тием сложных медицинских технологий (полостная хирургия, нар¬коз, рентген и др.), которые потребовали больших дополнительных материальных и финансовых затрат. Это, в свою очередь, поставило перед населением проблему оплаты дорогостоящего лечения.
Одним из решений проблемы стало создание больничных касс, развитие част-ного медицинского страхования. Страховые компании использовали принцип обще-ственной солидарности, при котором богатый платит за бедного, молодой — за ста-рого, больной — за здо¬рового. Это стало удобно для большинства пациентов. Меха-низм страхового дела оттачивался в течение десятилетий. Формировалась юридиче-ская база для правового регулирования отношений между страховщиками (работо-датель, частное лицо), страховыми компани¬ями, частными производителями меди-цинских услуг, адвокатскими конторами, которые регулировали спорные вопросы.
В этот период стала постепенно усиливаться роль государства в формировании правовой базы, начали вводиться отдельные эле¬менты обязательного медицинского страхования для отдельных ка¬тегорий граждан (программы для неимущих и инвалидов в США).
Таким образом появилась государственная поддержка отдельных категорий граждан в получении медицинской помощи, однако она не носила всеобщего харак-тера.
При этой модели взаимоотношения между производящими, финансирующими, контролирующими и потребляющими субъек¬тами основываются на свободном выборе, независимости и двусто¬ронних договорных обязательствах. Для нее харак-терны следующие признаки:
•    основным источником финансирования медицинской помо¬щи являются личные средства граждан и прибыль (доход) юридиче¬ских лиц;
•    большой выбор медицинских учреждений, врачей, создаю¬щих конкурент-ную среду на рынке медицинских услуг;
•    свободное (нерегулируемое) ценообразование на медицин¬ские услуги;
•    высокие доходы врачей, других медицинских работников;
•    высокая стоимость медицинских услуг, ограниченная до¬ступность меди-цинской помощи для широких слоев населения;
•    недостаточное внимание к помощи на дому и профилактике, приоритет влечении «легких» заболеваний;
•    неэффективное использование ресурсов, преобладание за¬тратных хозяй-ственных механизмов;
•    гипердиагностика, выполнение значительной доли дорого¬стоящих процедур и вмешательств без достаточных медицинских показаний;
•    государственная поддержка отдельных категорий граждан.
Такая модель характерна для здравоохранения США, ряда араб¬ских, афри-канских и латиноамериканских стран.
Модель здравоохранения с государственным регулированием про¬грамм обязательного медицинского страхования для большинства граж¬дан более прогрессивна и совершенна. Она зародилась в конце XIX в. в Германии и получила развитие в период после Первой мировой войны в большинстве европейских стран. Основной характеристи¬кой такой модели является то, что государство с целью обеспечения гарантированной медицинской помощью большинства населения (за исключением самых богатых) обязывает всех работодателей и самих граждан от-числять часть дохода на медицинскую страховку в рам¬ках государственных норма-тивов по программе ОМС. Работодате¬ли перечисляют деньги в страховые компании, те в свою очередь — в лечебные учреждения, которые оказывают медицинскую помощь населению.
Основная роль государственных органов управления здраво¬охранением при этом сводится к выполнению функции экспертно¬аналитических и арбитражных служб и контроля за санитарно-эпиде- миологическим благополучием в стране.
Для модели здравоохранения с государственным регулировани¬ем программ всеобщего ОМС характерны следующие положитель¬ные стороны:
•    наличие нескольких основных источников финансирования (средства бюджетов, обязательные платежи по страхованию, осу¬ществляемые как работодате-лями, так и самими работниками);
•    высокая доля национального дохода, выделяемого на здраво¬охранение;
•    наличие централизованной системы финансирования, осно¬ванной на неза-висимых специализированных организациях (фондах, страховых компаниях);
•    большое внимание со стороны финансирующих организаций к контролю качества медицинской помощи и объемам расходов при оказании медицинских услуг;
•    регулируемое ценообразование на медицинские услуги, мно¬гообразие форм и способов оплаты медицинской помощи;
•    обеспечение высокого, гарантированного государством, ка¬чества медицин-ской помощи.
Основной недостаток — недостаточно полный охват населения программами обязательного медицинского страхования.
В настоящее время данная модель наиболее развита в Герма¬нии и Франции и называется регулируемой системой страхования здоровья.
Монопольная государственная модель здравоохранения возникла в СССР после Октябрьской революции (1917). Эта модель ориенти¬рована на высокий уровень централизации управления отраслью. Организация материально-технического и лекарственного обеспе¬чения производится на основе государственного заказа и фондового снабжения по фиксированным ценам. Формирование и развитие ме-дицинских учреждений производится в соответствии с государствен¬ными нормати-вами по штатам, ресурсам, заработной плате и др. Монопольная государственная модель здравоохранения имеет ряд неоспоримых преимуществ:
•    высокую степень социальной защищенности граждан путем установления всеобщих гарантий предоставления бесплатной меди¬цинской помощи;
•    строгий государственный контроль за условиями оказания медицинской помощи;
•    воздействие на заболеваемость управляемыми инфекциями путем прове-дения иммунизации населения;
•    высокую степень мобилизационной готовности при чрезвы¬чайных ситуа-циях.
В то же время, к существенным недостаткам этой модели следу¬ет отнести:
•    низкоэффективную бюрократическую систему управления;
•    недостаток дополнительных платных и сервисных услуг и от¬сутствие кон-курентной среды;
•    низкую заработную плату медицинских работников;
•    отсутствие экономических стимулов в работе медицинского персонала;
•    отсутствие системы независимого контроля за качеством ме¬дицинской по-мощи;
•    диспропорции в развитии стационарной и амбулаторно¬поликлинической помощи;
•    низкую эффективность использования ресурсов в здраво¬охранении.
Эта модель, несомненно, сыграла положительную роль в эпо¬ху политических кризисов и войн в обществах с устойчивыми и традиционными представлениями о медицине как о социальном благе, в равной степени доступном и бесплатном для всех граждан. Вместе с тем развитие рыночных отношений, а также эволюция по-требностей граждан в пользу получения все более разнообразных и качественных медицинских услуг приводят к тому, что государство оказывается не в состоянии эффективно финансировать и управлять национальной системой здравоохранения.
Основным отрицательным фактором монопольной государ¬ственной модели здравоохранения является то, что финансирование медицинской деятельности осу-ществляется исключительно из гос¬бюджета по остаточному принципу. В этой модели не предусмотрено использование принципов ни обязательного, ни добровольного ме-дицинского страхования.
Модель здравоохранения на основе всеобщего государственного меди-цинского страхования. После Второй мировой войны ряд веду¬щих стран мира (Великобритания, Италия, Испания, Япония, Кана¬да) заимствовали у Советского Союза положительные стороны моно¬польной государственной модели здравоохра-нения и построили но¬вые страховые модели, которые существенно отличались от преды¬дущих частных моделей обязательного медицинского страхования.
Характерным для модели здравоохранения, основанной на все¬общем государ-ственном медицинском страховании, является то, что государство непосредственно координирует работу всех медицин¬ских учреждений и само обеспечивает производ-ство медицинских услуг всему населению страны. Система государственного стра-хова¬ния является наиболее экономичной и рациональной моделью в ор¬ганизации медицинского обслуживания населения. Фактически это модель XXI в. для стран, которые стремятся ограничить расходы, не потеряв в эффективности и качестве медицинской помощи.
Такие модели не допускают отделения государства от управ¬ления, управления от финансирования, финансирования от ответ¬ственности за производство услуг и качество обслуживания населе¬ния. В функции государственных органов управления входит также ответственность за сбор средств, управление финансами, формиро¬вание госзаказа и установление цен на медицинские услуги.
Действующая в настоящее время в РФ система здравоохране¬ния, которая в основном базируется на принципах государственно¬го и всеобщего обязательного медицинского страхования, наиболее приближена к этой модели.

Категория: ОЗЗ | Добавил: u7486 (15.06.2013)
Просмотров: 3744 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0