Суббота, 18.05.2024, 21:28
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » ОЗЗ

Статистика больничных учреждений. Основные группы показателей медицинской деятельности стационара. Методика расчета показателей.
69.    Статистика больничных учреждений. Основные группы показателей медицинской деятельности стационара. Методика расчета показателей.
      Управление качеством медицинской помощи — это организа¬ция и кон-троль деятельности системы здравоохранения для обе¬спечения имеющихся и пред-полагаемых потребностей населения в медицинской помощи. В современных усло-виях система управления качеством медицинской помощи представляет собой сово-купность организационно-управленческих структур и действий, анализирую¬щих, оценивающих и корректирующих условия, процесс оказания и результат медицинской помощи для обеспечения пациенту каче¬ственной медицинской помощи в объемах, предусмотренных Про¬граммой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплат¬ной медицинской помощи. Эта система основывается на следующих принципах:
•    использование достижений доказательной медицины;
•    проведение экспертизы качества медицинской помощи на основе меди-цинских стандартов (протоколов);
•    единство подходов в проведении ведомственной и вневедом¬ственной экс-пертизы качества медицинской помощи;
•    использование административных, экономических и право¬вых методов управления качеством медицинской помощи;
•    анализ экономической эффективности затрат по достиже¬нию оптимального уровня качества медицинской помощи;
•    изучение общественного мнения по вопросам качества меди¬цинской по-мощи.
Управление качеством медицинской помощи состоит из четы¬рех основных аспектов: дизайн качества, обеспечение качества, кон¬троль качества, непрерывное повышение качества.
Дизайн качества (конструирование качества) — работа по созда¬нию системы предоставления качественной медицинской помощи. Дизайн качества включает: определение того, кто является потреби¬телем медицинских услуг; установление нужд потребителей; опреде¬ление результата, отвечающего нуждам потребителей; разработку структуры системы, необходимой для достижения нужного результа¬та; превращение плана в действие.
Обеспечение качества - мероприятия, планируемые и система¬тически осу-ществляемые в рамках системы управления качеством при условии их подтверждения и при наличии уверенности в том, что объект будет выполнять планируемые требования к качеству. Для совершенствования качества медицинской помощи необхо¬димо: создать соответствующую законодательную и нормативную правовую базу по регулированию механизмов обеспечения качества медицинской помощи; привести в соответствие с нормативной пра¬вовой базой структуры и ресурсы (кад-ровые, финансовые, матери¬альные и информационные); создать соответствующие технологиче¬ские стандарты и стандарты на результаты и эффективно контроли¬ровать выполнение медицинских технологий.
Контроль качества включает механизмы для планового и опе¬ративного анализа отдельных характеристик качества медицинской помощи.
Контроль (определение уровня) качества медицинской помощи строится на сопоставлении реальной ситуации с существующими стандартами (протоколами) и принятыми нормами ведения больных. Одним из механизмов контроля качества медицинской помощи, ее соответствия принятым стандартам является экспертиза.
Система контроля качества медицинской помощи состоит из трех элементов:
•    участники контроля;
•    средства контроля;
•    механизмы контроля.
Действующие нормативные правовые документы в зависимо¬сти от участников контроля предусматривают два вида контроля: ведомственный и вневедомственный контроль качества медицин¬ской помощи. Ведомственный контроль осуществляют медицинские учреждения и организации управления здравоохранением, вневе-домственный — страховые медицинские организации, Фонды ОМС, общественные объединения потребителей, Госстандарт России и его территориальные органы, Государственный комитет по антимоно¬польной политике и его территориальные органы, органы государ¬ственного пожарного надзора, Государственная инспекция по охране труда, комитеты по управлению государственным имуществом и др.
Всех участников контроля можно объединить в три звена:
•    контроль со стороны производителя медицинских услуг;
•    контроль со стороны потребителя медицинских услуг;
•    контроль со стороны организаций, независимых от потреби¬телей и произ-водителей медицинских услуг.
В настоящее время используются различные средства контроля качества ме-дицинской помощи. К ним относятся медицинские стан¬дарты, показатели деятель-ности организации здравоохранения, экс¬пертная оценка качества и т.д.
Механизм контроля качества медицинской помощи достаточно сложен и включает в себя следующие основные элементы:
•    процедуры лицензирования медицинской, фармацевтиче¬ской и иных видов деятельности, осуществляемых в сфере охраны
здоровья (лицензирование — выдача государственного разрешения (лицензии) ме-дицинским учреждениям, врачам и другим лицам на осуществление ими опреде-ленных видов медицинской деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинско¬го страхования);
•    аккредитация учреждений различных систем здравоохране¬ния (аккредитация медицинских учреждений — определение соот¬ветствия медицинских учреждений установленным профессиональ¬ным стандартам);
•    контроль профессиональных качеств медицинских работ¬ников;
•    сертификация лекарственных средств, изделий медицинско¬го назначения, медицинской техники;
•    лицензирование, аттестация и аккредитация образователь¬ных учреждений, реализующих программы додипломной и последи¬пломной подготовки медицинских работников.
Организация и порядок проведения ведомственного и вневе¬домственного контроля качества медицинской помощи регламенти¬руются приказами МЗиСР РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Непрерывное повышение качества — это комплекс мероприятий, постоянно про-водимых медицинскими организациями с целью по¬вышения эффективности и ре-зультативности их деятельности, со¬вершенствования всех показателей работы орга-низаций здравоохра¬нения в целом, всех подразделений и отдельных сотрудников. Про¬цесс повышения качества предусматривает получение выгоды как для медицин-ской организации, так и для потребителей медицинских услуг.
На основе этих и других учетных первичных медицинских доку¬ментов раз-рабатывают и анализируют показатели медицинской дея¬тельности стационара, ко-торые объединяют в следующие группы:
•    показатели удовлетворенности населения стационарной помощью;
•    показатели использования коечного фонда;
•    показатели нагрузки персонала;
•    показатели качества стационарной помощи;
•    показатели преемственности в работе амбулаторно-поликли¬нических и больничных учреждений.
Показатели удовлетворенности населения стационарной помощью ис-пользуют для оценки доступности населению больничной помо¬щи, выработки предложений по оптимизации структуры и мощно¬сти сети больничных учреждений, расчета необходимых для них фи¬нансовых, материально-технических, кадровых и других ресурсов. К этой группе относят следующие показатели:
•    обеспеченность населения больничными койками;
•    структуру коечного фонда;
•    частоту (уровень) госпитализации;
•    обеспеченность населения стационарной помощью.
Показатель обеспеченности населения больничными койками яв¬ляется наиболее общим для оценки удовлетворенности населения стационарной помощью. Рассчитывают по формуле, %со:
Обеспеченность    Число больничных коек
населения больничными =    х 10 ООО
койками    Среднегодовая численность населения

В результате внедрения новых стационарзамещающих техноло¬гий (дневные стационары на базе АПУ, дневные стационары на базе больничных учреждений, стационары на дому), этот показатель за период 1995-2007 гг. снизился с 118,2 до 94,9 на 10 тыс. населения, что позволило повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения, не снижая качество медицинской помощи.
Наряду с интенсивным показателем обеспеченности больнич¬ными койками, для углубленного анализа удовлетворенности на¬селения стационарной помощью рассчитывают экстенсивный по¬казатель структуры коечного фонда, который является процентным отношением числа коек определенного профиля к общему числу больничных коек:
Число коек терапевтического (хирургического, Структура коечного    гинекологического и др.) профиля
фонда    =        хЮО
Общее число больничных коек

Показатель частоты (уровня) госпитализа-ции используют для анализа удовлетворенности населения в госпитализации и расчета нормати-вов потребности в стационарной помощи. Пока-затель вы¬числяют как отношение числа посту-пивших в стационар к среднего¬довой численно-сти населения (%):
Частота    Число    поступивших в стационар за отчетный период
(уровень) =      х100
госпитализации*    Среднегодовая численность населения
*    Показатель рассчитывают по отдельным нозологическим формам и воз-растно-половым группам больных.
Значение этого показателя в 2007 г. в РФ составило 22,5%. С уче¬том приори-тета развития амбулаторно-поликлинической помощи а также внедрения новых стационарзамещающих технологий уро¬вень госпитализации населения в перспективе должен снижаться.
Показатель обеспеченности населения стационарной помощью использу-ют для анализа выполнения муниципальных заданий тер¬риториальных Программ госгарантий. Рассчитывают по формуле, %о:

 

Обеспеченность насе-ления стационарной помощью
Число койко-дней, про-веденных больными в стационарах в течение года
Среднегодовая чис-ленность населения
Сравнение фактического значения этого показателя с норма¬тивным позволяет оценить степень удовлетворенности потребности населения в госпитальной помощи.
Очевидно, что приводя показатель обеспеченности населения больничными койками в соответствии с реальной потребностью в них, оптимизируя структуру коечного фонда, выполняя муниципаль¬ные задания территориальных Программ госгарантий по обеспечению населения стационарной помощью, можно реально влиять на повы¬шение экономической эффективности больничных учреждений.
Показатели использования коечного фонда характеризуют эф¬фективность работы больничных коек. К ним относятся:
•    среднее число дней занятости койки в году (функция боль¬ничной койки);
•    средняя длительность пребывания больного на койке.
Показатель среднего числа дней занятости койки в году (функция
больничной койки) характеризует эффективность использования фи¬нансовых, материально-технических, кадровых и других ресурсов больничных учреждений. Рассчитывают по формуле:
„    „    Число    коико-днеи,    проведенных    больными в
Среднее число дней    ’ к
стационаре, в течение года занятости конки    v
болышчныГк^ки) Среднегодовое число коек (фактически развернутых +
свернутых на ремонт)
щи.
  Скорая медицинская помощь (СМП) является одним из видов первичной ме-дико-санитарной помощи. Учреждения СМП ежегодно выполняют около 50 млн. вызовов, оказывая медицинскую помощь более 52 млн. гражданам. Скорая меди-цинская помощь — круглосуточ¬ная экстренная медицинская помощь при внезапных заболеваниях, угрожающих жизни больного, травмах, отравлениях, преднамерен¬ных самоповреждениях, родах вне медицинских учреждений, а также катастрофах и стихийных бедствиях.
СМП осуществляется гражданам Российской Федерации и иным лицам, нахо-дящимся на ее территории, бесплатно в соответ¬ствии с Программой госгарантий.
В структуру СМП входят станции, подстанции, больницы СМП, а также отде-ления СМ П в составе больничных учреждений. Станции СМП как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения создают в городах с населением свыше 50 тысяч человек. В городах с населением более 100 тыс. человек с учетом протя-женности насе¬ленного пункта и рельефа местности организуют подстанции СМП как подразделения станций (в зоне 20-минутной транспортной до¬ступности). В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. организуют отделения СМП в составе центральных районных, городских и других больниц.
Станция (подстанция, отделение) СМП является лечебно-про- филактиче-ским учреждением, которое функционирует в режиме повседневной работы и чрез-вычайных ситуаций (ЧС). Основной за¬дачей станции (подстанции, отделения) СМП в режиме повседнев¬ной работы является оказание СМ П заболевшим и пострадавшим на месте происшествия и во время их транспортировки в стационары. В режиме ЧС — проведение лечебно-эвакуационных мероприятий и участие в работах по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Возглавляет работу станции СМП главный врач, а подстанции и отделения — заведующий.
Основными задачами станций (подстанций, отделений) СМП являются:
•    оказание круглосуточной экстренной медицинской по¬мощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно¬профилактических учреждений, при ката-строфах и стихийных бедствиях;
•    своевременная транспортировка больных, пострадавших и рожениц в ста-ционары больничных учреждений;
•    оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию (подстан¬цию, отделение) СМП;
•    подготовка и переподготовка кадров по вопросам оказания экстренной ме-дицинской помощи.
Эффективность решения этих задач во многом зависит от взаи¬модействия станций (подстанций, отделений) СМП с учреждения¬ми здравоохранения общеле-чебной сети, ГИБДД, подразделениями службы гражданской обороны и ЧС.
Основной функциональной единицей станций (подстанций, от¬делений) СМП является выездная бригада, которая может быть фель¬дшерской или врачебной. Фельдшерская бригада включает в свой
состав 2 фельдшеров, санитара и водителя. Во врачебную бригаду входят врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и меди-цинская сестра- анестезист), санитар и водитель.
Кроме того, врачебные бригады делятся на общепрофильные и специализированные. Выделяют следующие виды специализиро¬ванных бригад: педиатрическая, анестезиолого-реанимационная, кардиологическая, психиатрическая, травматологическая, нейроре- анимационная, пульмонологическая, гематологическая и др. Специ¬ализированная бригада включает 1 врача соответствующего профи¬ля, 2 средних медицинских работников соответствующего профиля, санитара и водителя.
Основными обязанностями врача выездной бригады СМП являются:
•    обеспечение немедленного выезда бригады и прибытия ее на место происшествия в пределах установленного в данной админи¬стративной территории норматива времени;
•    оказание экстренной медицинской помощи в соответствии с утвержденными стандартами (протоколами) ведения больных;
•    обеспечение щадящей транспортировки с одновременным проведением интенсивной терапии и госпитализации больного (по¬страдавшего) в стационар;
•    информирование администрации станции СМП о чрезвы¬чайных происшествиях, возникших в период выпол-нения вызовов;
•    обеспечение правил эпидемиологической безопасности в случаях выявления у больных карантинной инфекции;
•    останавливаться по требованию сотрудников органов внутренних дел для оказания медицинской помощи больным и пострадавшим;
•    осуществление контроля за укомплектованностью бригады, аппаратурой, лекарственными препаратами и дру-гим имуществом в соответствии с утвержденным табелем оснащения.
При оказании СМП фельдшер в составе фельдшерской бригады является ответственным исполнителем, и его обязанности в целом соответствуют должностным обязанностям врача общепрофильной врачебной бригады. В связи с этим в настоящее время для повыше¬ния эффективности использования финансовых и трудовых ресурсов ведется работа по сокращению числа общепрофильных врачебных бригад и соответственно увеличению количества фельдшерских без ухудшения качества оказываемой экстренной медицинской помощи. Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что фельдшер¬ские бригады в состоянии оказывать весь необходимый комплекс «скоропомощных» мероприятий в соответствии с действующими стандартами (протоколами) ведения больных.
При обнаружении трупа умершего или погибшего бригада обя¬зана срочно известить об этом органы внутренних дел, зафиксиро¬вать в «Карте вызова СМП» (ф. 110/у) все необходимые сведения. Эвакуация трупа с места происшествия не допускается. В случае смерти больного в салоне санитарного автомобиля бригада обязана сообщить фельдшеру оперативного отдела о факте смерти и получить разрешение на доставку трупа в судебно-медицинский морг.
Важнейшим структурным подразделением станций (подстан¬ций, отделений) СМП является оперативный (дис-петчерский) отдел, который обеспечивает круглосуточный централизованный прием об¬ращений (вызовов) населения, своевременное направление выездных бригад на место происшествия, оперативное управление их работой. В его струк-туру входят диспетчерская приема, передачи вызовов и стол справок. Рабочие места сотрудников отдела должны быть ком¬пьютеризированы. Дежурный персонал оперативного отдела имеет необходимые средства связи со всеми структур-ными подразделения¬ми станции СМП, подстанциями, выездными бригадами, лечебно¬профилактическими учреждениями, а также прямую связь с опера¬тивными службами города (района).
Оперативный (диспетчерский) отдел выполняет следующие функции:
•    прием вызовов с обязательной записью диалога на электрон¬ный носитель, подлежащий хранению 6 мес;
•    сортировку вызовов по срочности и своевременную передачу их выездным бригадам;
•    контроль за своевременной доставкой больных, рожениц, по¬страдавших в приемные отделения соответству-ющих стационаров;
•    сбор оперативной статистической информации, ее анализ, подготовку ежедневных сводок для руководства станции СМП;
•    обеспечение взаимодействия с лечебно-профилактичес- кими учреждениями, УВД, ГИБДД, подразделениями службы по де¬лам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, иными опера¬тивными службами и др.
Прием вызовов и передачу их выездным бригадам осуществляет дежурный фельдшер (медицинская сестра) по приему и передаче вызовов оперативного (диспетчерского) отдела станции СМП.
Дежурный фельдшер (медицинская сестра) по приему и пере¬даче вызовов находится в непосредственном подчи-нении старшего врача смены; он обязан знать топографию города (района), дислока¬цию подстанций и учреждений здравоохранения, места нахождения потенциально опасных объектов, алгоритм приема вызовов.
Санитарный автотранспорт бригад СМП систематически под¬вергается дезинфекционной обработке в соответствии с требования¬ми санитарно-эпидемиологической службы. В случаях, когда транс¬портом станций СМП перевезен инфекционный больной, автома¬шина подлежит обязательной дезинфекции, которую осуществляет персонал больницы, принявшей больного.
Станция (подстанция, отделение) СМП не выдает докумен¬тов, удостоверяющих временную нетрудоспособность и судебно- медицинских заключений, не проводит экспертизу алкогольного опьянения однако при необходимости может выдавать справки про¬извольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной медицинской помощи и ре¬комендаций по дальнейшему лечению. Станция (подстанция, отде¬ление) СМП обязана выдавать устные справки о месте нахождения больных и пострадавших при личном обращении граждан или по телефону.
Дальнейшее совершенствование работы СМП, повышение эф¬фективности использования ее ресурсов предусмат-ривает четкое разграничение медицинской помощи на скорую и неотложную. В настоящее время около 30% всех вызо-вов, поступающих на станцию (подстанцию, отделение) СМП, не требуют экстренной медицин¬ской помощи, и их вы-полнение может быть отсрочено во времени (случаи острых заболеваний и обострений хронических болезней, не тре-бующих срочного медицинского вмешательства). Эти вызовы от¬носятся к неотложной медицинской помощи, кото-рую оказывают от¬деления (кабинеты) неотложной медицинской помощи АПУ муни¬ципальной системы здравоохранения.
Статистика учреждений скорой медицинской помощи
Основными формами первичной учетной медицинской доку¬ментации станции (подстанций, отделений) СМП яв-ляются:
•    журнал записи вызовов СМП, ф. 109/у;
•    карта вызова СМП, ф. 110/у;
•    сопроводительный лист станции скорой помощи с талоном к нему, ф. 114/у;
•    дневник работы станции (отделения) СМП, ф. 115/у и др.
Медицинскую деятельность станций (подстанций, отделений)
СМП характеризуют следующие показатели:
•    обеспеченность населения СМП;
•    своевременность выездов бригад по скорой помощи;
•    расхождение диагнозов СМП и стационаров;
•    удельный вес успешных реанимаций;
•    удельный вес летальных исходов.
Показатель обеспеченности населения СМП характеризует уро¬вень обращаемости населения за СМП. Рассчитывают по формуле:
Обеспеченность    Число вызовов СМП
населения СМП    Среднегодовая численность населения

Нормативное значение показателя обеспеченности населения СМП устанавливают ежегодно в Программе государ-ственных гаран¬тий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; в 2007 г. составило 318 вызовов на 1000 населения.
Показатель своевременности выездов бригад по скорой помощи характеризует оперативность работы станций (отделений) СМП. Рассчитывают по формуле:
^    Число    выездов    бригад    по    скорой    помощи    в
Своевременность    .
течение 4 минут с момента поступления вызова 1ЛЛ выездов бригад по =        _    _     хДОО
скорой помощи
Общее число вызовов по скорой помощи
Рекомендуемое значение этого показателя — не менее 99%. Показатель расхождения диагнозов СМП и стационаров харак¬теризует уровень диагностики и преемственности в работе СМП
и больничных учреждений. Рассчитывают по формуле:
Расхождение    Число случаев расхождения диагнозов СМП
диагнозов    и стационаров х j QQ
СМП    
и стационаров    Общее число госпитализированных больных, из числа достав-ленных СМП в стационары

Рекомендуемое значение этого показателя не более 5%.
Показатели удельного веса успешных реанимаций и удельного веса летальных исходов дополняют друг дру-га, характеризуют качество ра¬боты бригад СМП и оснащенность их необходимыми материальны¬ми ресурсами. Рассчи-тывают по формулам:
Удельный Число успешных реанимаций, выполненных бригадами
вес =    СМП    хШ0
успешных        
реанимаций Общее число реанимаций, выполненных бригадами СМП
Улельный
Число летальных исходов в присутствии бригады СМ П
вес =            хЮО
летальных    с
Общее число вызовов СМ 11
исходов

Категория: ОЗЗ | Добавил: u7486 (15.06.2013)
Просмотров: 5110 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0