Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [85] |
ОЗЗ [108] |
Задачи ОЗЗ [2] |
Показатели ОЗЗ [21] |
Внутренние болезни [42] |
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск
Главная » Статьи » ОЗЗ |
Статистика больничных учреждений. Основные группы показателей медицинской деятельности стационара. Методика расчета показателей.
69. Статистика больничных учреждений. Основные группы показателей медицинской деятельности стационара. Методика расчета показателей. Управление качеством медицинской помощи — это организа¬ция и кон-троль деятельности системы здравоохранения для обе¬спечения имеющихся и пред-полагаемых потребностей населения в медицинской помощи. В современных усло-виях система управления качеством медицинской помощи представляет собой сово-купность организационно-управленческих структур и действий, анализирую¬щих, оценивающих и корректирующих условия, процесс оказания и результат медицинской помощи для обеспечения пациенту каче¬ственной медицинской помощи в объемах, предусмотренных Про¬граммой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплат¬ной медицинской помощи. Эта система основывается на следующих принципах: • использование достижений доказательной медицины; • проведение экспертизы качества медицинской помощи на основе меди-цинских стандартов (протоколов); • единство подходов в проведении ведомственной и вневедом¬ственной экс-пертизы качества медицинской помощи; • использование административных, экономических и право¬вых методов управления качеством медицинской помощи; • анализ экономической эффективности затрат по достиже¬нию оптимального уровня качества медицинской помощи; • изучение общественного мнения по вопросам качества меди¬цинской по-мощи. Управление качеством медицинской помощи состоит из четы¬рех основных аспектов: дизайн качества, обеспечение качества, кон¬троль качества, непрерывное повышение качества. Дизайн качества (конструирование качества) — работа по созда¬нию системы предоставления качественной медицинской помощи. Дизайн качества включает: определение того, кто является потреби¬телем медицинских услуг; установление нужд потребителей; опреде¬ление результата, отвечающего нуждам потребителей; разработку структуры системы, необходимой для достижения нужного результа¬та; превращение плана в действие. Обеспечение качества - мероприятия, планируемые и система¬тически осу-ществляемые в рамках системы управления качеством при условии их подтверждения и при наличии уверенности в том, что объект будет выполнять планируемые требования к качеству. Для совершенствования качества медицинской помощи необхо¬димо: создать соответствующую законодательную и нормативную правовую базу по регулированию механизмов обеспечения качества медицинской помощи; привести в соответствие с нормативной пра¬вовой базой структуры и ресурсы (кад-ровые, финансовые, матери¬альные и информационные); создать соответствующие технологиче¬ские стандарты и стандарты на результаты и эффективно контроли¬ровать выполнение медицинских технологий. Контроль качества включает механизмы для планового и опе¬ративного анализа отдельных характеристик качества медицинской помощи. Контроль (определение уровня) качества медицинской помощи строится на сопоставлении реальной ситуации с существующими стандартами (протоколами) и принятыми нормами ведения больных. Одним из механизмов контроля качества медицинской помощи, ее соответствия принятым стандартам является экспертиза. Система контроля качества медицинской помощи состоит из трех элементов: • участники контроля; • средства контроля; • механизмы контроля. Действующие нормативные правовые документы в зависимо¬сти от участников контроля предусматривают два вида контроля: ведомственный и вневедомственный контроль качества медицин¬ской помощи. Ведомственный контроль осуществляют медицинские учреждения и организации управления здравоохранением, вневе-домственный — страховые медицинские организации, Фонды ОМС, общественные объединения потребителей, Госстандарт России и его территориальные органы, Государственный комитет по антимоно¬польной политике и его территориальные органы, органы государ¬ственного пожарного надзора, Государственная инспекция по охране труда, комитеты по управлению государственным имуществом и др. Всех участников контроля можно объединить в три звена: • контроль со стороны производителя медицинских услуг; • контроль со стороны потребителя медицинских услуг; • контроль со стороны организаций, независимых от потреби¬телей и произ-водителей медицинских услуг. В настоящее время используются различные средства контроля качества ме-дицинской помощи. К ним относятся медицинские стан¬дарты, показатели деятель-ности организации здравоохранения, экс¬пертная оценка качества и т.д. Механизм контроля качества медицинской помощи достаточно сложен и включает в себя следующие основные элементы: • процедуры лицензирования медицинской, фармацевтиче¬ской и иных видов деятельности, осуществляемых в сфере охраны здоровья (лицензирование — выдача государственного разрешения (лицензии) ме-дицинским учреждениям, врачам и другим лицам на осуществление ими опреде-ленных видов медицинской деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинско¬го страхования); • аккредитация учреждений различных систем здравоохране¬ния (аккредитация медицинских учреждений — определение соот¬ветствия медицинских учреждений установленным профессиональ¬ным стандартам); • контроль профессиональных качеств медицинских работ¬ников; • сертификация лекарственных средств, изделий медицинско¬го назначения, медицинской техники; • лицензирование, аттестация и аккредитация образователь¬ных учреждений, реализующих программы додипломной и последи¬пломной подготовки медицинских работников. Организация и порядок проведения ведомственного и вневе¬домственного контроля качества медицинской помощи регламенти¬руются приказами МЗиСР РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Непрерывное повышение качества — это комплекс мероприятий, постоянно про-водимых медицинскими организациями с целью по¬вышения эффективности и ре-зультативности их деятельности, со¬вершенствования всех показателей работы орга-низаций здравоохра¬нения в целом, всех подразделений и отдельных сотрудников. Про¬цесс повышения качества предусматривает получение выгоды как для медицин-ской организации, так и для потребителей медицинских услуг. На основе этих и других учетных первичных медицинских доку¬ментов раз-рабатывают и анализируют показатели медицинской дея¬тельности стационара, ко-торые объединяют в следующие группы: • показатели удовлетворенности населения стационарной помощью; • показатели использования коечного фонда; • показатели нагрузки персонала; • показатели качества стационарной помощи; • показатели преемственности в работе амбулаторно-поликли¬нических и больничных учреждений. Показатели удовлетворенности населения стационарной помощью ис-пользуют для оценки доступности населению больничной помо¬щи, выработки предложений по оптимизации структуры и мощно¬сти сети больничных учреждений, расчета необходимых для них фи¬нансовых, материально-технических, кадровых и других ресурсов. К этой группе относят следующие показатели: • обеспеченность населения больничными койками; • структуру коечного фонда; • частоту (уровень) госпитализации; • обеспеченность населения стационарной помощью. Показатель обеспеченности населения больничными койками яв¬ляется наиболее общим для оценки удовлетворенности населения стационарной помощью. Рассчитывают по формуле, %со: Обеспеченность Число больничных коек населения больничными = х 10 ООО койками Среднегодовая численность населения В результате внедрения новых стационарзамещающих техноло¬гий (дневные стационары на базе АПУ, дневные стационары на базе больничных учреждений, стационары на дому), этот показатель за период 1995-2007 гг. снизился с 118,2 до 94,9 на 10 тыс. населения, что позволило повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения, не снижая качество медицинской помощи. Наряду с интенсивным показателем обеспеченности больнич¬ными койками, для углубленного анализа удовлетворенности на¬селения стационарной помощью рассчитывают экстенсивный по¬казатель структуры коечного фонда, который является процентным отношением числа коек определенного профиля к общему числу больничных коек: Число коек терапевтического (хирургического, Структура коечного гинекологического и др.) профиля фонда = хЮО Общее число больничных коек Показатель частоты (уровня) госпитализа-ции используют для анализа удовлетворенности населения в госпитализации и расчета нормати-вов потребности в стационарной помощи. Пока-затель вы¬числяют как отношение числа посту-пивших в стационар к среднего¬довой численно-сти населения (%): Частота Число поступивших в стационар за отчетный период (уровень) = х100 госпитализации* Среднегодовая численность населения * Показатель рассчитывают по отдельным нозологическим формам и воз-растно-половым группам больных. Значение этого показателя в 2007 г. в РФ составило 22,5%. С уче¬том приори-тета развития амбулаторно-поликлинической помощи а также внедрения новых стационарзамещающих технологий уро¬вень госпитализации населения в перспективе должен снижаться. Показатель обеспеченности населения стационарной помощью использу-ют для анализа выполнения муниципальных заданий тер¬риториальных Программ госгарантий. Рассчитывают по формуле, %о: Обеспеченность насе-ления стационарной помощью Число койко-дней, про-веденных больными в стационарах в течение года Среднегодовая чис-ленность населения Сравнение фактического значения этого показателя с норма¬тивным позволяет оценить степень удовлетворенности потребности населения в госпитальной помощи. Очевидно, что приводя показатель обеспеченности населения больничными койками в соответствии с реальной потребностью в них, оптимизируя структуру коечного фонда, выполняя муниципаль¬ные задания территориальных Программ госгарантий по обеспечению населения стационарной помощью, можно реально влиять на повы¬шение экономической эффективности больничных учреждений. Показатели использования коечного фонда характеризуют эф¬фективность работы больничных коек. К ним относятся: • среднее число дней занятости койки в году (функция боль¬ничной койки); • средняя длительность пребывания больного на койке. Показатель среднего числа дней занятости койки в году (функция больничной койки) характеризует эффективность использования фи¬нансовых, материально-технических, кадровых и других ресурсов больничных учреждений. Рассчитывают по формуле: „ „ Число коико-днеи, проведенных больными в Среднее число дней ’ к стационаре, в течение года занятости конки v болышчныГк^ки) Среднегодовое число коек (фактически развернутых + свернутых на ремонт) щи. Скорая медицинская помощь (СМП) является одним из видов первичной ме-дико-санитарной помощи. Учреждения СМП ежегодно выполняют около 50 млн. вызовов, оказывая медицинскую помощь более 52 млн. гражданам. Скорая меди-цинская помощь — круглосуточ¬ная экстренная медицинская помощь при внезапных заболеваниях, угрожающих жизни больного, травмах, отравлениях, преднамерен¬ных самоповреждениях, родах вне медицинских учреждений, а также катастрофах и стихийных бедствиях. СМП осуществляется гражданам Российской Федерации и иным лицам, нахо-дящимся на ее территории, бесплатно в соответ¬ствии с Программой госгарантий. В структуру СМП входят станции, подстанции, больницы СМП, а также отде-ления СМ П в составе больничных учреждений. Станции СМП как самостоятельные лечебно-профилактические учреждения создают в городах с населением свыше 50 тысяч человек. В городах с населением более 100 тыс. человек с учетом протя-женности насе¬ленного пункта и рельефа местности организуют подстанции СМП как подразделения станций (в зоне 20-минутной транспортной до¬ступности). В населенных пунктах с численностью жителей до 50 тыс. организуют отделения СМП в составе центральных районных, городских и других больниц. Станция (подстанция, отделение) СМП является лечебно-про- филактиче-ским учреждением, которое функционирует в режиме повседневной работы и чрез-вычайных ситуаций (ЧС). Основной за¬дачей станции (подстанции, отделения) СМП в режиме повседнев¬ной работы является оказание СМ П заболевшим и пострадавшим на месте происшествия и во время их транспортировки в стационары. В режиме ЧС — проведение лечебно-эвакуационных мероприятий и участие в работах по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Возглавляет работу станции СМП главный врач, а подстанции и отделения — заведующий. Основными задачами станций (подстанций, отделений) СМП являются: • оказание круглосуточной экстренной медицинской по¬мощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно¬профилактических учреждений, при ката-строфах и стихийных бедствиях; • своевременная транспортировка больных, пострадавших и рожениц в ста-ционары больничных учреждений; • оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию (подстан¬цию, отделение) СМП; • подготовка и переподготовка кадров по вопросам оказания экстренной ме-дицинской помощи. Эффективность решения этих задач во многом зависит от взаи¬модействия станций (подстанций, отделений) СМП с учреждения¬ми здравоохранения общеле-чебной сети, ГИБДД, подразделениями службы гражданской обороны и ЧС. Основной функциональной единицей станций (подстанций, от¬делений) СМП является выездная бригада, которая может быть фель¬дшерской или врачебной. Фельдшерская бригада включает в свой состав 2 фельдшеров, санитара и водителя. Во врачебную бригаду входят врач, 2 фельдшера (либо фельдшер и меди-цинская сестра- анестезист), санитар и водитель. Кроме того, врачебные бригады делятся на общепрофильные и специализированные. Выделяют следующие виды специализиро¬ванных бригад: педиатрическая, анестезиолого-реанимационная, кардиологическая, психиатрическая, травматологическая, нейроре- анимационная, пульмонологическая, гематологическая и др. Специ¬ализированная бригада включает 1 врача соответствующего профи¬ля, 2 средних медицинских работников соответствующего профиля, санитара и водителя. Основными обязанностями врача выездной бригады СМП являются: • обеспечение немедленного выезда бригады и прибытия ее на место происшествия в пределах установленного в данной админи¬стративной территории норматива времени; • оказание экстренной медицинской помощи в соответствии с утвержденными стандартами (протоколами) ведения больных; • обеспечение щадящей транспортировки с одновременным проведением интенсивной терапии и госпитализации больного (по¬страдавшего) в стационар; • информирование администрации станции СМП о чрезвы¬чайных происшествиях, возникших в период выпол-нения вызовов; • обеспечение правил эпидемиологической безопасности в случаях выявления у больных карантинной инфекции; • останавливаться по требованию сотрудников органов внутренних дел для оказания медицинской помощи больным и пострадавшим; • осуществление контроля за укомплектованностью бригады, аппаратурой, лекарственными препаратами и дру-гим имуществом в соответствии с утвержденным табелем оснащения. При оказании СМП фельдшер в составе фельдшерской бригады является ответственным исполнителем, и его обязанности в целом соответствуют должностным обязанностям врача общепрофильной врачебной бригады. В связи с этим в настоящее время для повыше¬ния эффективности использования финансовых и трудовых ресурсов ведется работа по сокращению числа общепрофильных врачебных бригад и соответственно увеличению количества фельдшерских без ухудшения качества оказываемой экстренной медицинской помощи. Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует, что фельдшер¬ские бригады в состоянии оказывать весь необходимый комплекс «скоропомощных» мероприятий в соответствии с действующими стандартами (протоколами) ведения больных. При обнаружении трупа умершего или погибшего бригада обя¬зана срочно известить об этом органы внутренних дел, зафиксиро¬вать в «Карте вызова СМП» (ф. 110/у) все необходимые сведения. Эвакуация трупа с места происшествия не допускается. В случае смерти больного в салоне санитарного автомобиля бригада обязана сообщить фельдшеру оперативного отдела о факте смерти и получить разрешение на доставку трупа в судебно-медицинский морг. Важнейшим структурным подразделением станций (подстан¬ций, отделений) СМП является оперативный (дис-петчерский) отдел, который обеспечивает круглосуточный централизованный прием об¬ращений (вызовов) населения, своевременное направление выездных бригад на место происшествия, оперативное управление их работой. В его струк-туру входят диспетчерская приема, передачи вызовов и стол справок. Рабочие места сотрудников отдела должны быть ком¬пьютеризированы. Дежурный персонал оперативного отдела имеет необходимые средства связи со всеми структур-ными подразделения¬ми станции СМП, подстанциями, выездными бригадами, лечебно¬профилактическими учреждениями, а также прямую связь с опера¬тивными службами города (района). Оперативный (диспетчерский) отдел выполняет следующие функции: • прием вызовов с обязательной записью диалога на электрон¬ный носитель, подлежащий хранению 6 мес; • сортировку вызовов по срочности и своевременную передачу их выездным бригадам; • контроль за своевременной доставкой больных, рожениц, по¬страдавших в приемные отделения соответству-ющих стационаров; • сбор оперативной статистической информации, ее анализ, подготовку ежедневных сводок для руководства станции СМП; • обеспечение взаимодействия с лечебно-профилактичес- кими учреждениями, УВД, ГИБДД, подразделениями службы по де¬лам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, иными опера¬тивными службами и др. Прием вызовов и передачу их выездным бригадам осуществляет дежурный фельдшер (медицинская сестра) по приему и передаче вызовов оперативного (диспетчерского) отдела станции СМП. Дежурный фельдшер (медицинская сестра) по приему и пере¬даче вызовов находится в непосредственном подчи-нении старшего врача смены; он обязан знать топографию города (района), дислока¬цию подстанций и учреждений здравоохранения, места нахождения потенциально опасных объектов, алгоритм приема вызовов. Санитарный автотранспорт бригад СМП систематически под¬вергается дезинфекционной обработке в соответствии с требования¬ми санитарно-эпидемиологической службы. В случаях, когда транс¬портом станций СМП перевезен инфекционный больной, автома¬шина подлежит обязательной дезинфекции, которую осуществляет персонал больницы, принявшей больного. Станция (подстанция, отделение) СМП не выдает докумен¬тов, удостоверяющих временную нетрудоспособность и судебно- медицинских заключений, не проводит экспертизу алкогольного опьянения однако при необходимости может выдавать справки про¬извольной формы с указанием даты, времени обращения, диагноза, проведенных обследований, оказанной медицинской помощи и ре¬комендаций по дальнейшему лечению. Станция (подстанция, отде¬ление) СМП обязана выдавать устные справки о месте нахождения больных и пострадавших при личном обращении граждан или по телефону. Дальнейшее совершенствование работы СМП, повышение эф¬фективности использования ее ресурсов предусмат-ривает четкое разграничение медицинской помощи на скорую и неотложную. В настоящее время около 30% всех вызо-вов, поступающих на станцию (подстанцию, отделение) СМП, не требуют экстренной медицин¬ской помощи, и их вы-полнение может быть отсрочено во времени (случаи острых заболеваний и обострений хронических болезней, не тре-бующих срочного медицинского вмешательства). Эти вызовы от¬носятся к неотложной медицинской помощи, кото-рую оказывают от¬деления (кабинеты) неотложной медицинской помощи АПУ муни¬ципальной системы здравоохранения. Статистика учреждений скорой медицинской помощи Основными формами первичной учетной медицинской доку¬ментации станции (подстанций, отделений) СМП яв-ляются: • журнал записи вызовов СМП, ф. 109/у; • карта вызова СМП, ф. 110/у; • сопроводительный лист станции скорой помощи с талоном к нему, ф. 114/у; • дневник работы станции (отделения) СМП, ф. 115/у и др. Медицинскую деятельность станций (подстанций, отделений) СМП характеризуют следующие показатели: • обеспеченность населения СМП; • своевременность выездов бригад по скорой помощи; • расхождение диагнозов СМП и стационаров; • удельный вес успешных реанимаций; • удельный вес летальных исходов. Показатель обеспеченности населения СМП характеризует уро¬вень обращаемости населения за СМП. Рассчитывают по формуле: Обеспеченность Число вызовов СМП населения СМП Среднегодовая численность населения Нормативное значение показателя обеспеченности населения СМП устанавливают ежегодно в Программе государ-ственных гаран¬тий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи; в 2007 г. составило 318 вызовов на 1000 населения. Показатель своевременности выездов бригад по скорой помощи характеризует оперативность работы станций (отделений) СМП. Рассчитывают по формуле: ^ Число выездов бригад по скорой помощи в Своевременность . течение 4 минут с момента поступления вызова 1ЛЛ выездов бригад по = _ _ хДОО скорой помощи Общее число вызовов по скорой помощи Рекомендуемое значение этого показателя — не менее 99%. Показатель расхождения диагнозов СМП и стационаров харак¬теризует уровень диагностики и преемственности в работе СМП и больничных учреждений. Рассчитывают по формуле: Расхождение Число случаев расхождения диагнозов СМП диагнозов и стационаров х j QQ СМП и стационаров Общее число госпитализированных больных, из числа достав-ленных СМП в стационары Рекомендуемое значение этого показателя не более 5%. Показатели удельного веса успешных реанимаций и удельного веса летальных исходов дополняют друг дру-га, характеризуют качество ра¬боты бригад СМП и оснащенность их необходимыми материальны¬ми ресурсами. Рассчи-тывают по формулам: Удельный Число успешных реанимаций, выполненных бригадами вес = СМП хШ0 успешных реанимаций Общее число реанимаций, выполненных бригадами СМП Улельный Число летальных исходов в присутствии бригады СМ П вес = хЮО летальных с Общее число вызовов СМ 11 исходов | |
Просмотров: 5110 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |