Воскресенье, 19.05.2024, 00:26
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » ОЗЗ

Система законодательства об охране здоровья граждан.
91.    Система законодательства об охране здоровья граждан.
На вершине системы действующего в настоящее время российского законодательства о здравоохранении стоит Консти-туция Российской Федерации, принятая в 1993 г. Ее вторая глава формулирует ряд прав и свобод гражданина, касающихся охраны здоровья и жизни любого человека, деятельности медицинских работников, и устанавливает следующие принципы:
• о праве на жизнь (ст. 20);
• об охране достоинства личности государством, о недопустимости подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению, медицинским, научным или иным опытам без добровольного согласия (ст. 21);
• о защите государством материнства, детства и семьи (ст. 38);
• о гарантиях социального обеспечения по возрасту, в случае болезни и инвалидности (ст. 39);
• о праве на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь (ст. 41);
• о праве на благоприятную окружающую среду и о возмещении ущерба, причиненного здоровью человека экологическим правонарушением (ст. 42).
Основополагающим нормативным правовым актом для каждого медицинского работника являются Основы законода-тельства РФ об охране здоровья граждан (1993) (далее - «Основы»).
В указанном документе охрана здоровья определяется как совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
Наряду с Конституцией и «Основами» отдельные виды медицинской деятельности регулируются другими нормативными правовыми актами.
Так, общие правила, регулирующие медицинскую деятельность по пересадке органов и тканей человека, сформулированы в Законе РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека».
Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здо-ровья. Трансплантация органов и тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента.
Органы и (или) ткани могут быть изъяты у трупа для трансплантации только в том случае, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. Заключение о смерти дается на основании констатации необратимой гибели всего головного мозга.
Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Общие правила, регламентирующие отношения, связанные с донорством крови и ее компонентов, сформулированы в Законе Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов».
Согласно этим правилам донорство крови и ее компонентов - это свободно выраженный добровольный акт. Донором крови и ее компонентов может быть каждый дееспособный гражданин с 18 лет, прошедший медицинское обследование. Взятие от донора крови и ее компонентов допустимо только при условии, если здоровью донора не будет причинен вред.
Медицинскую деятельность по иммунопрофилактике инфекционных болезней регулирует Федеральный закон «Об им-мунопрофилактике инфекционных болезней». Иммунопрофилактика инфекционных болезней - это система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок согласно Национальному календарю профилактических прививок, уста-навливающему сроки и порядок проведения гражданам профилактических прививок.
Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза» устанавливает правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Этот закон определяет права и обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением или госпитализированных в связи с туберкулезом, а также медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, порядок организации оказания противотуберкулезной помощи, порядок установления диспансерного наблюдения и др.
Общие правила, регулирующие медицинскую деятельность по предупреждению распространения заболевания, вызыва-емого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), сформулированы в Федеральном законе «О предупреждении распро-странения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».
Согласно этому закону, ВИЧ-инфицированные граждане РФ обладают на ее территории всеми правами и свободами в соответствии с действующим законодательством. Не допускаются увольнение с работы, отказ в приеме на работу, отказ в приеме в образовательные учреждения и учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также ограничение иных прав и законных интересов ВИЧ-инфицированных на основании наличия у них ВИЧ-инфекции.
Медицинское освидетельствование граждан на наличие у них ВИЧ-инфекции в учреждениях государственной, муници-пальной и частной систем здравоохранения проводится добровольно по просьбе освидетельствуемого лица.
Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей, а также работники отдельных профессий, перечень которых утверждается Правительством РФ.
Работники государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами, содержащими ВИЧ, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, они подлежат обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей, а также социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» сформулированы общие правила оказания психиатрической помощи.
В законе зафиксированы: гарантии государства в области оказания психиатрической помощи; права лиц, страдающих психическими расстройствами, и ограничения в правах; порядок осуществления принудительных мер медицинского характера в отношении таких лиц; права, обязанности и меры социальной защиты врачей-психиатров, иных специалистов и медицинского персонала, участвующих в оказании психиатрической помощи; порядок проведения психиатрического освидетельствования, оказания консультативно-лечебной помощи психиатрического профиля, диспансерного наблюдения, госпитализации (добровольной и недобровольной) лиц, страдающих психическими расстройствами, и помещения их в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения.
Общие правила, регулирующие оборот наркотических средств и психотропных веществ в медицинской практике, сфор-мулированы в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в особый Перечень.

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на следующих принципах:
• государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психо-тропных веществ;
• приоритетности мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
• лицензирования всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
В России запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Государство гарантирует больным наркоманией оказание наркологической помощи.
Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» устанавливает правовые, эконо-мические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ. Система медицинского страхования (обязательного и добровольного) является основанием возникновения обязательства по оказанию медицинской помощи гражданам нашей страны. Она выступает в качестве формы социальной защиты интересов населения в области охраны здоровья. Вопросы медицинского страхования рассмотрены в главе 5.
Рядом нормативных правовых актов регулируется медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека. В соответствии с разделом VII «Основ» она осуществляется путем искусственного прерывания беременности, медицинской стерилизации и искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона.
Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.
Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей.
Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона, которые осуществляются в лицензированных учреждениях при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).
Также к системе законодательства об охране здоровья относятся законы:
• «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
• «О радиационной безопасности населения»;
• «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
• «О лекарственных средствах»;
• «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»;
• «Об ограничении курения табака».
Кроме того, к правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся постановления и распоряжения Прави-тельства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, приказы, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также нормативные правовые акты субъектов РФ. Многие вопросы, связанные с медицинской деятельностью, регулируются в рамках различных отраслей права - трудового, гражданского, административного, уголовного и др.

Категория: ОЗЗ | Добавил: u7486 (15.06.2013)
Просмотров: 2221 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0