Понедельник, 06.05.2024, 09:42
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » ОЗЗ

Городская поликлиника для детей: ее задачи. Особенности организации амбу-латорно-поликлинической помощи детям.
32.    Городская поликлиника для детей: ее задачи. Особенности организации амбу-латорно-поликлинической помощи детям. Показатели деятельности детской поликлиники.
      Детская городская поликлиника является ведущим АПУ по ока¬занию ме-дицинской помощи детям от рождения и до 17 лет включи¬тельно. Детская поликли-ника может быть самостоятельным учреж¬дением, а может являться структурным подразделением детской
областной (краевой, республиканской, окружной) и центральной районной больниц. В настоящее время часть детских поликлиник реорганизованы в отделения городских поликлиник, оказывающих помощь как взрослому населению, так и детям.
Основными задачами детской поликлиники являются:
•    организация и проведение комплекса профилактических ме¬роприятий среди детского населения;
•    оказание квалифицированной лечебно-профилактической помощи детям в поликлинике и на дому;
•    направление при необходимости детей на лечение в стацио¬нары больниц, санатории, специализированные детские ясли-сады, учреждения детского отдыха и др.;
•    организация лечебно-профилактической работы в детских образовательных учреждениях;
•    проведение комплекса противоэпидемиологических меро¬приятий (совместно со специалистами Роспотребнадзора);
•    обеспечение правовой зашиты детей.
По вопросам охраны здоровья детей и подростков детская поли¬клиника коор-динирует работу всех других медицинских учреждений: собирает, обобщает и ана-лизирует информацию о состоянии и про¬блемах соматического, репродуктивного, психического здоровья, на основе которой определяет приоритетные направления профилакти¬ческой, лечебно-оздоровительной и коррекционной работы, разра¬батывает предложения по улучшению охраны здоровья детей и под¬ростков на соот-ветствующей территории.
Для выполнения поставленных задач в детской поликлинике функционируют профилактические, лечебные, диагностические и другие подразделения, перечень которых должен соответство¬вать примерной организационной структуре, представ-ленной на рис. 13.2.
Структура и организация работы детской поликлиники постро¬ена с учетом противоэпидемического режима.
Детская поликлиника, так же как и поликлиника для взрослых, работает по участковому принципу. Педиатрические участки орга¬низуют из расчета 800 детей в возрасте от 0 до 17 лет включитель¬но на один участок. С учетом большого объема профилактической работы в детской поликлинике, в отличие от других амбулаторно-поликлинических учреждений, на каждый педиатрический уча¬сток выделяют 1,5 должности медицинской сестры участковой, которая является непосредственным помощником врача-педиатра участкового. Для осуществления профилактической работы со здоровыми детьми раннего возраста в составе детской поликлиники ор-ганизуют кабинет профилактической работы с детьми (кабинет здорового ре-бенка). Для работы в нем в поликлинике, обслуживающей до 10 ООО детей, преду-смотрена 1 должность, свыше 10 ООО детей — 2 должно¬сти медицинских сестер по профилактической работе со здоровыми детьми.
Основной задачей кабинета здорового ребенка является обуче¬ние родителей основным правилам воспитания здорового ребенка (режим, питание, физическое воспитание, закаливание, уход и др.) с целью профилактики заболеваний и отклоне-ний в физическом раз¬витии ребенка.
Важнейшим звеном диспансеризации детского населения явля¬ется организация медицинских осмотров, сроки и порядок которых определяют соответствующими приказами МЗиСР РФ.
Особенностью в работе детской поликлиники является то, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковой службой на дому. В поликлинике проводят прием здоровых детей, больных детей, страдающих хроническими заболеваниями, а также повторных больных с инфекционными заболеваниями (без острых явлений) и реконвалесцентов.
Важное значение в деятельности детской поликлиники име¬ет прививочная ра-бота. Сроки проведения вакцинации определены Национальным календарем профи-лактических прививок.
Профилактические прививки проводят детям в прививочных кабинетах при детских поликлиниках. Детям, посещающим образо¬вательные учреждения, прививки делают в этих учреждениях. Кате¬горически запрещается делать прививки на дому.
О    дне проведения предстоящих профилактических прививок детям, посеща-ющим дошкольные образовательные учреждения и школы, заранее оповещают ро-дителей. Всех детей в день прививки обследуют врачи с учетом анамнестических данных и термометрии. Детям, имеющим относительные противопоказания, прививки про¬водят по индивидуальной схеме, согласно рекомендациям соответ¬ствующих специалистов.
Острые инфекции и неинфекционные заболевания, обострения хронических заболеваний считают временными противопоказания¬ми для вакцинации. Плановые прививки проводят через 2—4 нед по¬сле выздоровления.
Участковая медицинская сестра на следующий день после при¬вивки посещает ребенка на дому для выяснения характера реакции на прививку, сообщает о резуль-татах участковому врачу-педиатру и фиксирует данные о реакции на прививку в «Истории развития ре¬бенка» (ф. 112/у).
Учет и контроль за профилактическими прививками осущест¬вляют на основе заполнения «Карты учета профилактических при¬вивок» (ф. 063/у) на каждого ново-рожденного и каждого ребенка, вновь прибывшего в район деятельности детской поликлиники. В настоящее время в практику здравоохранения вводят «Прививоч¬ный сертификат».
Из «Карт учета профилактических прививок» в детской поли¬клинике форми-руют прививочную картотеку. Важным разделом организации прививочной работы в поликлинике является полный и своевременный учет детей, подлежащих прививкам и проживаю¬щим в районе деятельности детской поликлиники. С этой целью в октябре—ноябре каждого года участковые медицинские сестры пу¬тем подворных обходов уточняют число детей на участке. Списки, составленные в результате этой работы, выверяют по «Историям раз¬вития ребенка» и «Карте профилактических прививок». Гигиеническое воспитание и обучение на участке тесно связано лечебно-профилактической работой врача и медицинской сестры и проводится по плану.
В отличие от поликлиники для взрослых в структуру детской поликлиники входят отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образо-вательных учреждениях и отделение медико-социальной помощи.
Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в об-разовательных учреждениях обеспечивает организацию лечебно- ирофилактической работы среди детей и подростков в образователь¬ных учреждениях общего и коррекционного типа, интернатных и учреждениях начального и среднего профес-сионального образования. Кроме того, осуществляет взаимодействие с военкоматами по поста¬новке подростков на первичный воинский учет и подготовку к при¬зыву в армию, обеспечивает работу по врачебно-профессиональному консультированию и профориентации.
Для обеспечения работы в образовательных учреждениях пред¬усмотрено вы-деление должностей врачей-педиатров из расчета
I    должность на:
•    180—200 детей в детских яслях (ясельных группах детских яслей-садов);
•    600 детей детских садов (соответствующих групп в детских яслях-садах);
•    1200 учащихся учреждений школьного, начального и средне¬го профессио-нального образования.
Кроме того, в отделении предусмотрены должности медицин¬ских сестер или фельдшеров из расчета 1 должность на 100 детей дет¬ских садов и 600 учащихся об-разовательных учреждений.
Отделение медико-социальной помощи осуществляет медико- нсихологиче-скую помощь, гигиеническое воспитание и правовую помощь детям. Его основными задачами являются:
•    медико-социальный патронаж в семьи, выявление в них лиц, имеющих факторы риска и нуждающихся в медико-социальной за¬щите и поддержке;
•    гигиеническое (включая половое) воспитание, обеспечение мероприятий по подготовке молодежи к предстоящей семейной жизни, ориентации на здоровую семью;
•    санитарно-просветительная работа, направленная на форми¬рование по-требности в здоровом образе жизни, отказ от так называе¬мых «саморазрушающих» форм поведения (табакокурение, злоупо¬требление алкоголем, наркомания, токси-комания, ранняя сексуаль¬ная активность, правонарушения несовершеннолетних, бродяжни¬чество и др.).
Структуру и штаты отделения устанавливают индивидуально в зависимости от численности прикрепленного контингента, ха¬рактера и объема работы. В состав отделения могут быть введены должности психолога (медицинский психолог), врача-педиатра, врача-терапевта подросткового, социального работника. Для реше¬ния задач, касающихся репродуктивного здоровья, дополнительно могут привлекаться врач акушер-гинеколог, уролог, хирург или иной специалист. Для обеспечения правовой помощи в отделении может работать юрист.
В диспансерном наблюдении за ребенком участковому врачу- педиатру принадлежит ведущая, координирующая, роль; он в полной мере отвечает за свое-временность, комплексность и необходимый объем профилактической, лечебной и реабилитационной работы. На должность участкового педиатра назначается специа-лист, имею¬щий высшее медицинское образование по специальности «Педиа¬трия» или «Лечебное дело» и сертификат специалиста по специаль¬ности «Педиатрия». Главными задачами в работе участкового врача- педиатра являются дальнейшее снижение заболеваемости и смерт¬ности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей путем широкого внедрения комплекса профилактических мероприятий как специфического, так и неспецифического характера.
В этих целях участковый врач-педиатр:
•    проводит динамическое медицинское наблюдение за физи¬ческим и нервно-психическим развитием детей;
•    проводит диагностическую и лечебную работу на дому и в поликлинике;
•    осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков;
•    проводит первичный патронаж новорожденных и детей ран¬него возраста в установленные сроки;
•    организует и принимает участие в проведении профилакти¬ческих осмотров детей раннего возраста, а также детей в декретиро¬ванные возрастные сроки;
•    разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных меропри¬ятий, обеспе-чивает контроль за выполнением режима, рациональ¬ного питания, своевременного проведения мероприятий по профи¬лактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и других заболеваний;
•    обеспечивает своевременное направление детей на консуль¬тации к врачам-специалистам, при соответствующих показаниях — на госпитализацию;
•    обеспечивает проведение иммунопрофилактики детей;
•    проводит динамическое наблюдение за детьми с хрониче¬ской патологией, состоящими на диспансерном наблюдении, их сво¬евременное оздоровление и анализ эффективности диспансерного наблюдения;
•    обеспечивает подготовку детей к поступлению в образова¬тельные учре-ждения;
•    передает информацию о детях и семьях социального риска в отделение ме-дико-социальной помощи детской поликлиники, ор¬ганы опеки, попечительства;
•    организует работу стационара на дому;
•    разрабатывает и контролирует выполнение индивидуальных программ ре-абилитации детей-инвалидов;
•    принимает участие в организации дополнительного лекар¬ственного обес-печения детей, имеющих право на получения набора социальных услуг;
•    выдает заключение о необходимости направления детей в санаторно-курортные учреждения;
•    обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и раннему выяв-лению у детей гепатита В и С, ВИЧ-инфекции;
•    осуществляет диспансерное наблюдение детей с наследствен¬ными заболе-ваниями, выявленными в результате неонатального скрининга, и патронаж семей, имеющих детей указанной категории;
•    своевременно направляет извещения в установленном по¬рядке в террито-риальные органы Роспотребнадзора о случаях ин¬фекционных заболеваний и пост-вакцинальных осложнениях;
•    обеспечивает медицинскую помощь юношам в период под¬готовки к военной службе;
•    проводит работу по врачебному консультированию и про¬фессиональной ориентации с учетом состояния здоровья детей;
•    готовит медицинскую документацию для перевода детей по достижении соответствующего возраста в городскую (районную) поликлинику;
•    руководит деятельностью среднего медицинского персо¬нала, осуществля-ющего оказание первичной медико-санитарной помощи.
Кроме того, задачей участкового врача-педиатра является сво¬евременное ин-формирование руководства поликлиники (отделения) о всех тяжело больных детях и подростках на участке и не госпитали¬зированных по каким-либо причинам, а также направление извеще¬ния в «Центр гигиены и эпидемиологии» о выявленных ин-фекцион¬ных больных и подозрительных на инфекционное заболевание.
Важнейшей задачей участкового врача-педиатра является раз¬работка программ профилактики расстройств соматического, ре¬продуктивного, психического здоровья, программы медицинского наблюдения, лечения, коррекции, оздоровления, реабилитации на основании оценки состояния здоровья детей и подростков.
Большая роль в лечении и оздоровлении детей и подростков принадлежит врачам узких специальностей (врачи-специалисты). Ко¬личество работающих в поликлинике врачей-специалистов опреде¬ляется в соответствии со штатными нор-мативами, приведенными в табл. 13.1. Врач-специалист детской городской поли-клиники ока¬зывает медицинскую помощь детскому населению по своей специ-альности. Основной задачей врача-специалиста является организа¬ция и проведение лечебной и профилактической работы с детьми и подростками. С этой целью врач-специалист:
•    проводит прием детей и подростков с отклонениями в состо¬янии здоровья и профилактические осмотры согласно утвержденно¬му администрацией графику;
•    оказывает необходимую консультативную и лечебную по¬мощь заболевшим на дому;
•    берет на диспансерное наблюдение детей с длительными за¬болеваниями и обеспечивает их систематическое наблюдение и лече¬ние до снятия с учета по меди-цинским показаниям, изучает эффек¬тивность диспансеризации и лечения;
•    проводит санитарно-просветительную работу среди населе¬ния по своей специальности;
•    систематически повышает свою квалификацию, участвует в работе по по-вышению квалификации врачей и среднего медицин¬ского персонала по своей спе-циальности.
Врач-специалист работает в тесном контакте с другими врача¬ми детской го-родской поликлиники (отделения), участвует в оздо¬ровлении детей и подростков в образовательных учреждениях. Спе¬циализированная помощь детской поликлиники может усиливаться приемами специалистов по вопросам репродуктивного здоровья (детская гинекология, андрология, консультирование по профилак¬тике ИПППП, нежелательной беременности), психического здоро¬вья и др.
По достижении 18-летнего возраста подростков и медицинскую документацию на них передают в АПУ общей сети. Для этого создают специальную медицинскую комиссию, которую ежегодно утвержда¬ют совместным приказом главных врачей поликлиник для взрослых и детей.

13.6.1.    Особенности статистического анализа деятельности детских поликлиник
В работе детских поликлиник, наряду с общими для всех амбулаторно-поликлинических учреждений формами первичной учетной медицинской докумен-тации, используют и специальные формы:
•    историю развития ребенка (ф. 112/у);
•    карту профилактических прививок (ф. 063/у);
•    журнал учета профилактических прививок (ф. 064/у);
•    медицинскую карту ребенкадля образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, средне¬го (полного) общего обра-зования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов (ф. 026/у-2000);
•    санаторно-курортную карту для детей (ф. 076/у-04) и др.
С 2007 г. в соответствии с Приказом МЗиСР № 102 на каждом врачебном участке должен заполняться «Паспорт врачебного участ¬ка (педиатрического)» ф. 030/у-пед.
Паспорт предназначен для получения информации о прикре¬пленном детском населении, половозрастном и социальном соста¬ве детей, структуре заболеваемости, наличии детей, имеющих право па получение набора социальных услуг, а также для учета обеспе¬чения их необходимой бесплатной медицинской помощью, восста-новительным лечением, комплексной реабилитацией, в том числе на санаторно-курортном этапе. Паспорт дает возможность прово¬дить анализ обоснованности ме-дицинских назначений, проведения лечебно-профилактических мероприятий, качества оказания ме¬дицинской помощи. Наличие в паспорте сведений о детях, находя¬щихся в трудной жизненной ситуации (дети из групп социального риска, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, и др.), позволяет своевременно проводить медико-социальные меро¬приятия, в том числе с привлечением правоохранительных органов и органов социальной защиты населения. Включение в Паспорт та¬блицы по юношам допризывного возраста дает возможность оценить лечебно-оздоровительные мероприятия по их подготовке к военной службе. Анализ данных паспорта позволяет планировать работу на врачебном (педиатрическом) участке и оценивать эф-фективность работы врача-педиатра участкового. Паспорт ведут на основании «Истории развития ребенка» (ф. 112/у) и других утвержденных форм медицинской документации. На основании данных паспорта врач- педиатр участковый планирует ежемесячную, квартальную и годо¬вую работу на врачебном участке и готовит пояснительную записку к отчету о проделанной работе.
Статистические показатели, характеризующие медицинскую де¬ятельность детских поликлиник, объединяют в следующие группы:
•    заболеваемость детского населения ;
•    показатели профилактической работы;
•    диспансеризация детского населения;
•    объемы амбулаторно-поликлинической помощи;
•    нагрузка персонала.
Показатели профилактической работы. Профилактическая ра¬бота является ведущим направлением в деятельности детских поли¬клиник. Основным методом реализации этого направления является диспансеризация. К этой группе показателей относятся:
•    общий показатель диспансеризации детского населения;
•    полнота охвата детей, состоящих под диспансерным наблю¬дением, лечебно-профилактической помощью;
•    полнота охвата больных детей диспансерным наблюдением;
Лечебно-охранительный режим — система мер, направленных ни
создание оптимальных условий пребывания больных в стационаре, способствующих поднятию их общего психоэмоционального тонуса Основными элементами лечебно-охранительного режима являю гсм
•    дизайн, рациональная планировка, размещение и оборудова ние палат и отделений (соответствующий интерьер отделений, и и» ляция операционных блоков, перевязочных, организация малому i ных палат и др.);
•    реализация принципа дифференцированного распределении больных по палатам с учетом состояния здоровья, пола, возраста и др.;
•    устранение или максимальное уменьшение воздействия не благоприятных факторов внешней среды (неудобные постели, пло хое освещение, низкая или из-лишне высокая температура в палатах, дурные запахи, стоны или крики больных, шум, плохое лечебное пи тание и др.);
•    борьба с болью и страхом боли (психологическая подготовка к операциям, применение анестезирующих средств при болезнен ных перевязках, разумное ис-пользование болеутоляющих средств, высокое мастерство техники инъекции и дру-гих манипуляций, отка i от бесцельных исследований и др.);
•    отвлечение больного от ухода в болезнь и преувеличенных представлений о возможных неблагоприятных последствиях (худо жественная литература, любимая музыка, увлекательные беседы, ж и вопись, телевидение, возможность заняться каким-либо любимым делом, прогулки по территории больницы для ходячих больных, тру дотерапия в отделениях для хронических больных, различные игры и воспитательно-педагогическая работа в детских больницах и др.);
•    организация режима дня больного (удлинение физиологиче ского сна, со-четание покоя с допустимой физической активностью больных, общение с род-ственниками и близкими больного);
•    разумное использование слова — одного из сильнейших условных раз-дражителей, способного оказать значительное возлеП ствие на течение патологиче-ского процесса и его исход (недопуще ние ятрогений);
•    соблюдение персоналом медицинской этики (высокая куль тура медицин-ского персонала, чуткое, внимательное отношение к больному, его родственникам, соблюдение врачебной тайны и др.).
Выписку пациента из больницы производят при полном его мы здоровлении, необходимости перевода в другие специализирован 1imc медицинские учреждения, стойком улучшении состоянии больного, когда дальнейшая госпитализация не нужна, хроническом течении заболевания, не поддающемся лечению в данном учреждении.
О    выписке пациента, требующего долечивания на дому, сооб- щают по месту жительства в поликлинику с необходимыми лечеб¬ными рекомендациями стационара. В последующие дни в поликли¬нику направляют эпикриз с подробным описанием проведенного обследования, лечения и необходимых рекомендаций на будущее. Больных, нуждающихся в медицинской реабилитации, направляют к санаторно-курортные учреждения или центры восстановительной медицины.

Категория: ОЗЗ | Добавил: u7486 (15.06.2013)
Просмотров: 5307 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0