Суббота, 27.04.2024, 00:35
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » ОЗЗ

Финансирование здравоохранения. Источники финансирования в условиях меди-цинского страхования.
43.    Финансирование здравоохранения. Источники финансирования в условиях меди-цинского страхования.
     Обеспечение системы здравоохранения необходимыми финан¬совыми ресур-сами для оказания населению качественной и доступ¬ной медицинской помощи остается ключевой проблемой политики государства в области охраны здоровья граждан.
По оценкам специалистов ВОЗ, затраты общества на здраво¬охранение должны быть не менее 6% ВВП. В ряде стран с социаль¬но ориентированной рыночной эко-номикой (Швейцария, США, Бельгия, Франция, Германия) этот показатель находится в пределах 7—12% ВВП. Государственные расходы на здравоохранение в России составляют 2,7—3% ВВП.
В расчете на душу населения в год эти расходы на здравоохране¬ние составили в России 250, во Франции — 3298, США — 3953, Гер¬мании — 2937 долларов США.
В структуре консолидированного бюджета здравоохранения средства бюджетов всех уровней составляют 60%, системы ОМС — 34%, 6% — другие предусмотренные законодательством источники.
Прежде чем перейти к вопросам финансирования здравоохра¬нения, рассмотрим следующие базовые понятия.
Финансовая система — совокупность законов, правил, норм, ре¬гулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения го¬сударства. Финансовая система включает в себя: финансы предпри¬ятий, организаций, отраслей; бюджетную, кредитно-банковскую, страховую системы, а также фондовый рынок.
Финансирование — обеспечение физического или юридического лица финан-совыми средствами для безвозвратного расходования на определенные цели: меди-цинские, хозяйственные, бытовые, управ¬ленческие и др.
Все это в равной степени имеет отношение к системе здравоох¬ранения, которая в сегодняшних условиях бюджетно-страховой мо¬дели имеет многоканальное финан-сирование.
24.1.    Источники финансирования здравоохранения
В настоящее время в системе здравоохранения РФ действуют 2 экономические формы оказания гражданам медицинской помощи. Первая — бесплатная, за счет средств бюджетов всех уровней, обяза¬тельного медицинского страхования и других поступлений. Вторая — платная, за счет средств граждан, предприятий и других источников.
Соотношение объемов платной и бесплатной медицинской по¬мощи характеризует уровень социально-экономического развития общества. Для социально ориенти-рованной экономики объем бес¬платной медицинской помощи населению составляет 90—95%. Со¬ответственно платные услуги не должны составлять более 5—10% от общего объема медицинской помощи.
Основные источники, которые обеспечивают финансирова¬ние организаций здравоохранения при оказании медицинской по¬мощи населению на бесплатной и платной основе, представлены на рис. 24.1. Эти источники имеют различное проис-хождение, а также на¬правления и способы расходования финансовых средств.
Большинство организаций здравоохранения являются бюджет¬ными учрежде-ниями, то есть государственными (муниципальными
учреждениями, финансовое обеспечение которых, в том числе по оказанию государ-ственных (муниципальных) заданий, осущест¬вляется за счет средств соответствую-щих бюджетов. Особенностью большинства бюджетных организаций здравоохра-нения является то, что они финансируются как непосредственно из бюджета собствен-ника (РФ, субъект РФ, муниципальное образование), так и за счет бюджетов государственных внебюджетных фондов (Федеральный и территориальный фонды ОМС, Фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ). Однако, к сожа-лению, приходится конста¬тировать, что средства, выделяемые из бюджетов всех уровней на нужды здравоохранения, остаются крайне незначительными. С пе¬реходом на принципы медицинского страхования и рыночные от¬ношения бюджетные ресурсы перестали быть ведущим источником финансирования организаций здравоохранения, составляя тем не менее значительную часть общего объема ассигнований.
Важным источником финансирования здравоохранения яв¬ляются средства обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольного медицинского страхования (ДМС) (см. главу 22).
Определенную роль в финансировании здравоохранения играет Фонд соци-ального страхования РФ — специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ. Основны¬ми задачами Фонда социального страхования яв-ляются обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетру-доспо¬собности, беременности и родам, по уходу за ребенком, санаторно- курортному лечению, реализации государственных программ охраны здоровья работающих, национального проекта «Здоровье» и др.
Роль Фонда социального страхования в финансировании меро¬приятий по охране здоровья населения за годы реформ неоднократ¬но менялась с учетом эконо-мической ситуации в стране. В настоя¬щее время за счет средств социального стра-хования оплачивается санаторно-курортное лечение участников ликвидации по-следствий аварии на Чернобыльской АЭС, медицинская реабилитация постра¬давших в результате несчастных случаев на производстве, санаторно- курортное лечение детей, долечивание больных, перенесших острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, операции по поводу аортокоронарного шунтирования и других забо¬леваний, в специализированных санаториях (отделениях). С 2006 г. из средств Фонда социального страхования финансируются родо¬вые сертификаты, являющиеся источником дополнительного фи¬нансирования акушерской службы, а также углубленные медицин¬ские осмотры работников про-мышленных предприятий, связанных с вредными условиями труда.

Наряду с ассигнованиями, выделяемыми из бюджетов всех уров¬ней и госу-дарственных внебюджетных фондов, бюджетные учреж¬дения здравоохранения имеют дополнительные источники доходов (внебюджетные средства), которые они получают от разных пред¬приятий, организаций, учреждений, граждан за выполнение различ¬ных видов медицинских услуг. Привлечение этих источников, как правило, является инициативным делом руководителя организации здравоохранен ия.
Согласно действующему законодательству выделяют 4 вида вне¬бюджетных средств:
^ Специальные средства являются самым большим источни- ко\Мшебюджетных средств для бюджетных организаций и включают специальные доходы, получаемые от производства и реализации ме¬дицинских товаров и платных медицинских услуг. По специальным средствам бюджетного учреждения составляют смету доходов и рас¬ходов, которую подписывают руководитель и главный бухгалтер ор¬ганизации здравоохранения. В условиях перехода к рыночным отно¬шениям эти средства приобретают большое значение как дополни¬тельный источник финансирования деятельности здравоохранения.
•    Депозитные средства поступают во временное распоряжение бюджетных учреждений. Данные суммы должны быть переданы по назначению либо возвращены тем, кто их вносил. Например, зара¬ботная плата: бюджетное учреждение получает сумму из бюджета на выплату зарплаты и для этого снимает денежные средства с депозита. В том случае, если невозможно выплатить зарплату работнику (на¬пример, он в командировке), сумму возвращают на депозит.
•    Суммы по поручению — денежные средства, получаемые бюд¬жетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций для выполнения опреде-ленных поручений. Например, поступление денежных средств в виде залога для участия в открытом конкурсе на поставку лекарственных средств.
•    Другие внебюджетные средства - это средства, не входящие в предыду-щие группы (например, плата за больничное общежитие, оплата за сервисные услуги, не относящиеся к платным медицин¬ским услугам).
В отношении этих видов внебюджетных средств права руково¬дителей бюд-жетных учреждений ограничены. Так, распорядители бюджетных кредитов не имеют права даже временно использовать денежные средства из сумм по поручениям и депозитов на текущие потребности своего учреждения. Депозитные средства воз-вращают по первому требованию владельца. Суммы по поручениям выдают лицам, указанным в поручении.

Государственные и муниципальные медицинские учреждения могут оказывать платные услуги населению при наличии лицензии. При этом медицинские учреждения обязаны обеспечивать соот¬ветствие предоставляемых населению платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помо-щи) требованиям федеральных или региональных медико-экономи- ческих стандартов.
Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бес¬платной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (место его госу¬дарственной регистрации), режиме работы, перечне платных меди¬цинских услуг с указанием их стоимости, условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граж-дан, а также сведения о квалификации и сертифика¬ции специалистов.
Предоставление платных медицинских услуг (сверх гаранти¬рованного объема бесплатной медицинской помощи) оформляется договором, который регламентирует условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответ-ственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении. Расчеты с населением за предостав¬ление платных услуг осуществляют медицинские учреждения с при¬менением контрольно-кассовых машин. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю кассовый чек или копию соответству¬ющего документа, подтверждающие прием наличных денег.
Пациенты, пользующиеся платными медицинскими услугами (сверх гаранти-рованного объема бесплатной медицинской помощи), вправе требовать предостав-ления информации о наличии лицензии, сертификатов специалистов, методики рас-чета стоимости оказанной услуги и др.

Категория: ОЗЗ | Добавил: u7486 (15.06.2013)
Просмотров: 9597 | Рейтинг: 1.8/4
Всего комментариев: 0