Суббота, 18.05.2024, 22:23
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Главная » Статьи » ОЗЗ

Этические нормы взаимоотношений врача и пациента.
66.    Этические нормы взаимоотношений врача и пациента.
    Взаимоотношения врача и пациента являются центральной проблемой клас-сической медицинской этики. И в прошлом, и се¬годня, эти взаимоотношения остаются непростыми и не всегда бес¬конфликтными. Сложности во взаимоотношениях рождаются с двух сторон. Врач не всегда пытается понять больного как личность со всеми ее переживаниями и страхами. Он недостаточно учитывает пси¬хическую со-ставляющую соматического заболевания, рассматри¬вая пациента как очередной случай в своей медицинской практике. В свою очередь, пациент часто переоценивает возможности медици¬ны, доверяя ей свою жизнь и здоровье, требует к себе повы-шенного внимания.
Кроме того, врач и пациент могут исповедовать различные цен¬ности, относиться к различным социальным слоям общества, этни¬ческим группам, религиозным конфессиям. Свои особенности на¬кладывает и форма собственности учреждения, в котором пациент получает помощь. Например, в случае оказания медицинской по-мощи в коммерческой медицинской организации возникает кон¬фликт интересов, когда врач заинтересован в уменьшении расходов и увеличении доходов, а пациент стремится получить большее число медицинских услуг с минимальными затратами. Другая проблема во взаимоотношениях врача и пациента связана с постарением населе¬ния, увеличением доли хронических больных, когда люди к старости становятся излишне раздражительны, обидчивы, сверхтребователь- ны, забывчивы. Особенно с учетом этих обстоятельств врач должен стремиться к установлению доверительных отношений с больным, способствующих психологическому спокойствию и его физическо¬му излечению.
К настоящему времени выработаны определенные этические принципы сбора анамнеза, осмотра пациента, сообщения диагноза и прогноза заболевания, назначения лечения. Основой этих прин¬ципов должно быть триединство: профессионализм, доброжелатель¬ность и индивидуальный подход. При беседе с пациентом врач должен уделить достаточное вни¬мание проблемам, с которыми к нему обращается пациент, и вы¬делить необходимое для консультации время. Рекомендуется обра¬щение к пациенту по имени и отчеству, к ребенку — по имени. Не¬обходимо терпеливо и внимательно слушать рассказ пациента, его родственников и деликатно задавать вопросы.
Особо следует соблюдать этические правила при проведении инвазивных ме-тодов диагностики и лечения, которые все шире внедряются в медицинскую практику, так как их эффективность и безопасность зависят от профессионализма и соблюдения врачом деонтологических норм. Необходимость особо внимательного отно¬шения к инвазивным методам диагностики и лечения диктуется тем, что каждый из них несет в себе долю риска: можно повредить сли¬зистую оболочку исследуемого органа, совершить его перфорацию, а также причинить пациенту боль или нанести психическую травму. Длительные и многократно повторяющиеся инвазивные мани-пуля¬ции невротизируют пациента и формируют негативное отношение к ним. Врач должен сочувственно относиться к психологическим слабостям больного, быть с ним в доверительном контакте, уметь успокоить его, снять чувство страха, вселить уве-ренность в необхо¬димости и безопасности назначенной процедуры.
Интимные манипуляции на «закрытых зонах» человеческого организма жела-тельно выполнять не в палате, — на глазах у соседей, а в специально приспособленном помещении (клизменная, проце¬дурная и др.). Ведь и для окружающих больных вид обнаженного со¬седа, дополнительные запахи, сама манипуляция служат источником отрицательных эмоций. Выполняя манипуляцию, не следует без осо¬бой необходимости обнажать тело больного, особенно его «закрытые зоны». Для их прикрытия пользуются специальными простынями с разрезом, пеленками и др. Если манипуляция все же выполняется в палате (подача судна, мочеприемника, клизма), больного отгора-живают ширмой. Следует учитывать особенности работы с женщи¬нами и мужчинами, подростками и больными пожилого возраста, проявляя индивидуальный подход.
Тактика общения с пациентом зависит и от того, каких этико¬правовых принципов придерживается врач. Если прежде информи¬рование пациента было не обязательным, то сегодня получение ин¬формации становится правом пациента. Право граждан на инфор¬мацию о состоянии здоровья закреплено в ст. 31 «Основ», где ска¬зано, что каждый обращающийся за медицинской помощью имеет право получить информацию о состоянии своего здоровья, диагнозе, возможных осложнениях, различных имеющихся методах лечения
и связанном с ними риске, если таковой имеется. В то же время, эта информация не предоставляется пациенту помимо его воли. Право на полную и правдивую инфор-мацию иногда входит в противоречие с принципом классической медицинской этики Гиппократа: «Окру¬жи больного любовью и разумным утешением, но главное, оставь его в неведении о том, что ему предстоит, и особенно, что угрожает». Необходимо учитывать психическое состояние пациента, давать ин¬формацию в тактичной и до-ступной форме, чтобы избежать так на¬зываемой информационной или психогенной ятрогении.
Статьей 32 «Основ» предусмотрен принцип информированно¬го добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство (обследование и лечение), которое врач должен получить от него перед началом лечения. При анализе этой важной про-блемы следует исходить из ее особенностей: наличия двух составляющих — инфор-мированности и согласительное™. Информированность предполагает объективное раскрытие информации и адекватное понимание паци¬ентами ситуации. Согласи-тельный компонент делает упор на добро¬вольность принятия решения. Информиро-ванное согласие предпо¬лагает, что каждый человек считается хозяином своего тела и может, если он в здравом уме, разрешить или запретить любое медицинское вмеша-тельство и даже спасающую жизнь хирургическую операцию. В традиционной ме-дицинской этике считалось, что врач обязан со¬хранить жизнь и тем самым обеспечить благо пациента. Сегодня же с созданием эффективных жизнеподдерживающих методов и аппара¬тов положение изменилось: сохранение жизни и обеспечение блага пациента могут вступать в противоречие друг с другом. Возникла про¬блема, одна из самых острых в медицинской этике, имеющая не толь¬ко медицинское, этическое, юридическое, но и мировоззренческое, общефилософское содержание. В статье 33 «Основ» предусматрива¬ется право гражданина или его законного представителя от-казаться от медицинского вмешательства или требовать его прекращения.
При обсуждении вопроса об информированном согласии боль¬шое внимание обращают на компетентность больного, дающего согласие, и на способы ее оценки. Компетентным признается боль¬ной, способный сознательно выбрать способ лечения. К ним нельзя относить детей, лиц, находящихся в коматозном состоянии, под воз-действием лекарств и др.
При сообщении прогноза, особенно неблагоприятного, врач должен быть пре-дельно осторожным и тактичным. Решение в каж¬дом случае должно приниматься индивидуально, исходя из психо¬логического и физического состояния больного, ха-рактера заболе¬вания, его тяжести, наличия у него близких и их отношения к нему.

Здесь на первый план выступает такой принцип медицинской этики, как правдивость. Существует правило, что взрослому компетентно¬му пациенту при его желании в де-ликатной форме можно сообщить диагноз и прогноз. Детям диагноз тяжелого забо-левания и неблаго¬приятного прогноза не сообщают, но родители при этом должны по-лучить полную информацию. При неизлечимых болезнях опытные врачи советуют давать «дозированные» сообщения о прогнозе, делать их в предельно корректной форме, не обещая чуда, но и не отнимая надежду.
Среди этических требований важным считается умение врача успокоить и ободрить больного и его родственников, мобилизовать их на активную помощь. Важно вселить в больного уверенность в воз¬вращении к активной жизни, способность преодолеть свои недуги.
В процессе взаимоотношений врача и пациента может возник¬нуть конфликт интересов. Согласно данным социологических опро¬сов, среди причин конфликтов преобладают нарушения больными врачебных предписаний, их неудовлетворенность профессиональ¬ными и человеческими качествами врача, а также неэффективность и длительность лечения.
С позиций медицинской этики единственным приемлемым способом разрешения конфликтов является честное открытое об¬суждение заинтересованными сторонами (врачом и пациентом) си¬туации, поиск разумных аргументов в защиту собственной позиции, стремление понять оппонента и найти устраивающее все стороны решение. Безусловно, медицинские работники должны стремиться избегать конфликтов, чему в первую очередь способствовует неукос¬нительное следование принципам медицинской этики.
Особой проблемой в клинической деятельности врача является ятрогения — ухудшение болезни или психогенные реакции, вызван¬ные неправильным поведением медицинского персонала. В прак¬тике врача причинами ятрогений могут быть излишне откровенная беседа с пациентом или его родственниками, содержащая ненужное описание возможных осложнений, неблагоприятного прогноза или неумело про-веденная санитарно-просветительная беседа. Кроме того, причиной ятрогении может быть выдача на руки пациентам истории болезни и других медицинских документов.
Введение в медицинскую практику средств интенсивной ле¬карственной терапии, появление инвазивных методов диагности¬ки, сложнейших методик хирургического вмешательства привело не только к успехам медицины, но и к новым проблемам. Понятие ятрогении расширилось и включило в себя все заболевания и пато¬логические процессы, возникновение которых связано с действием  
медицинских работников (последствия диагностических, оператив¬ных вмеша-тельств, лекарственная болезнь и др.). Безусловно, в воз¬никновении психогенной ятрогении виноваты прежде всего сами ме¬дицинские работники. Психогенных ятрогений тем меньше, чем бо¬лее неукоснительно врач соблюдает принципы медицинской этики.
Соблюдение принципов медицинской этики во многом связано с врачебной тайной, ответственность за разглашение которой преду¬смотрена ст. 61 «Основ».
Принцип конфиденциальности, или сохранения врачебной тайны, возник в глубокой древности и до сих пор является одним из актуальных в системе этиче-ского и правового регулирования меди¬цинской деятельности. Соблюдение тайны сегодня — не только ис¬полнение профессионального долга и нравственная обязан-ность ме¬дицинского работника, но и его правовой долг. Предоставление све¬дений, представляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается только в следующих случаях, оговоренных в законода-тельстве:
•    в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за своего состояния выразить свою волю;
•    при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отрав-лений и поражений;
•    по запросу органов дознания, следствия и суда в связи с про¬ведением рас-следования или судебным разбирательством;
•    в случае оказания помощи несовершеннолетнему в воз¬расте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей;
•    при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здо¬ровью граж-данина причинен в результате противоправных действий;
•    в целях проведения военно-врачебной экспертизы.
Исходя из традиционного понимания врачебной тайны, со¬хранять ее надо от посторонних лиц, знакомых, соседей по палате, а иногда и родственников больного. Правом больного является опре¬делить круг лиц, которым врач может сообщить данные о состоянии его здоровья.
Одним из важных условий, влияющих на успешную деятель¬ность медицин-ского учреждения, является психологический климат в коллективе, который зави-сит от многих факторов: социальных, организационных, личностных и др. Меди-цинский коллектив в пси¬хологическом отношении является одной из сложнейших социаль¬ных групп. Это связано с большой физической и психологической напря-женностью работы медицинских работников, высокой ответ¬ственностью за жизнь человека.

Одним из показателей взаимоотношений в медицинском кол¬лективе является наличие конфликтов между коллегами. В зави¬симости от причин возникновения их условно можно разделить на профессиональные, этические, личностные и другие. В медицин¬ской среде профессиональные споры неизбежны, но они не должны пере-ходить в конфликты.

Категория: ОЗЗ | Добавил: u7486 (15.06.2013)
Просмотров: 3793 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0